Какие возможности экономии используют японцы? На эту тему я увидела интересную статистику по итогам интернет опроса, в котором приняли участие около 7 тысяч японцев обоих полов, женатых и холостяков.
В этом году на экономную кухню торжественно вплыли такие продукты питания как мояси, тофу, курица и капуста. Причем с большим отрывом идут мояси - соевые ростки, 1552 респондента ответили, что стали покупать и готовить их на ужин чаще из соображений экономии. Интересно, что картофель оказался на последнем месте из списка экономичных продуктов - ну в общем, ничего удивительного, ибо 5 картофелин стоят как минимум 2 доллара. А вообще мне эта эконом-программа по душе: японцы выбрали наиболее здоровые продукты, которые к тому же еще и наиболее дешевые. Куриные грудки в среднем 70-100 иен за 100 г (грубо говоря, 7-10 долларов за 1 кг), а в некоторых магазинах и в выходные можно купить и за 30-50 иен. Вилок капусты стоит 80-100 иен (не в сезон - дороже), тофу - 100-200 иен за упаковку на 1 раз поесть в зависимости от сорта. А если сочинить похлебку на курином бульоне из овощей и тофу - то на 300-400 иен можно накормить целое семейство худеньких
Про мояси хочется сказать отдельно. Это такие безвкусные хрустящие ростки, которые приятно употребить в салате или в горячем виде, поджарив на сковороде с чем-нибудь. На 100 г у них 91 воды и всего 25 ккал, 3 грамма белка и следовое количество углеводов. Без сомнения, это чрезвычайно легкий продукт, однако от меня ускользает смысл использования его в качестве центрового аспекта экономии. Сколько грузовиков мояси надо слопать, чтобы утолить голод одной взрослой человеческой особи хотя бы на 2 часа?
Половина участников опроса признались, что в последний год лишь немного экономят на ужине, 23% - вообще не экономят и 22% - экономят сильно. Подавляющее большинство - 76% - стали покупать более дешевые продукты, и половина опрошенных сократили или вовсе вычеркнули из бюджета такую статью расходов как рестораны. Также половина стали покупать продукты по спецпредложениям и в часы скидок, и 42% японцев стали обращать внимание на продукты, выпущенные под маркой супермаркета - зачастую они не хуже качеством и при этом дешевле.