?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сижу сегодня дома, никого не трогаю, ем свой обед и думаю о том о сем: как чинить свою румбу, как сфотографировать санскрины, если на улице постоянно снег с дождем... Звонок в дверь. Проверила по домофону - не почтальон, решила затаиться. А я, на беду, входную дверь днем не запираю, потому что приезжаю в обед и через час-полтора уезжаю, вокруг у нас не многолюдно, бояться некого. И вот в открытую дверь входит ко мне практически ангел смерти в образе очень веселой и активной старушки с гладким лицом и нарисованными далеко за пределами естественного разреза черной подводкой глазками.

Вначале я вообще не поняла ни слова из ее речи, это обычно означает, что проблема, с которой я столкнулась, не входит в мои повседневные интересы. Вот же ведь, и правда - по паре знакомых слов и картинок выяснилось, что бабушка пришла рекламировать услуги по организации похорон, а кроме того - страховку на похоронные расходы. Судя по всему, моя вежливая тупость ее очень обрадовала, и, кажется, она еще собирается прийти и не раз, судя по тому, что куда-то меня вписала и спросила, в какое время я бываю дома. "Какая молоденькая!" - воскликнула она, узнав, что мне 33. Действительно, а то так по лицу сразу не определишь, интересуют ли человека похоронные услуги...А так записал - и сразу все ясно, пора бронировать билет в один конец.

IMG_6330

Но я на самом деле с интересом взяла ее буклеты и визитку, вот такую жизнерадостную. Похоронно-финансовая индустрия в Японии развита очень круто, и с одной стороны, на ней наживаются большие компании, с другой стороны, эти компании делают свой вклад в экономику страны, а с третьей стороны, она вписывает человека в общество так, что он и в 60, и в 40, и в 30 лет понимает - он крошечный кирпичик в этой огромной стене, и никуда ему из нее не выпасть. Похороны для японца - это не только и не столько горе семье. Это 20 тысяч долларов, и готовиться к ним начинают задолго до.

IMG_6324

В Японии, как известно, только кремация, прах хранится первое время дома, а потом его относят на кладбище, где он покоится в маленьком каменном надгробии. В крупных городах, вроде бы, есть многоэтажные хранилища, где прах хранят в ячейках за абонентскую плату. В маленьких городах в провинции кладбища разбросаны среди жилых массивов и полей, это никого не смущает. Что касается самого дня похорон, обычно он проходит в специальном зале: приглашенные прощаются с усопшим, тут же священник, потом общаются между собой, к концу кремации все собираются снова и проходят ритуалы, в которые я тут не буду погружаться, так как не вникала в тему. И вот сегодняшняя бабушка приходила, чтобы пригласить нас на экскурсию в такой зал - ну как бы порепетировать. Посмотреть, как все это будет....

Менталитет конечно вообще отказывается принимать такое всерьез. В голову лезут только вульгарные шутки на тему, что только-только жизнь наладилась, а тут уже намекают...)) Или ночные кошмары о похоронах. Все-таки для нас эта тема ужасна, согласитесь! Мы не можем вот так вот спокойно в выходной между продуктовым магазином и парком заехать ознакомиться с ритуальным залом, прицениться. А японцы вот - пожалуйста. Сегодня они в автосалоне присматривают машину, завтра смотрят модель дома для строительства, а послезавтра - выбирают обивку стульев для прощальной церемонии, которая состоится а вот кто бы знал когда!

IMG_6327

Вот что нам предлагают, посмотрите. Все спокойно, без надрыва, везде написано, что создается настроение задумчивости...мыслей о жизни...только не понятно, зачем у них там душевая, кого мыть собрались... Если наберусь смелости, в следующий раз спрошу.

IMG_6325

Похоронная страховка - это не страхование жизни, а отдельный инструмент. Из той рекламы, что мне дали, мы с мужем смогли понять, что, выплачивая в течение 10 лет примерно по 50 долларов в месяц, после этого гарантированно получаешь 1 миллион иен (около 10 тысяч долларов) на похороны. И это маловато, если не брать эконом варианты. Такая страховка подходит для случаев внезапной смерти, ведь такой суммы может не оказаться в закромах, если ни о чем таком не думал и еще наслаждался жизнью как обычный японец в окружении всех своих кредитов. Большинство японцев страхуют жизнь, чтобы наследники гарантированно получали крупную сумму, плюс откладывают деньги на похороны. Что делать, если денег нет вообще? Наверняка для этого случая есть какой-то общественный инструмент, но правда я не знаю какой.

IMG_6333

IMG_6332


А вот к примеру реклама очень дешевых похорон - так и называется, "маленькая похоронная церемония". Всего-то лишь около 1600 долларов. Проходит по усеченному сценарию, и даже в картинках показано, для кого рекомендуется: для вдов, которым едва-едва хватит выплачивать кредит за дом, или для одиноких стариков.

IMG_6334

По всем деталям организации процесса есть подробнейшие инструкции, весь протокол на виду. На вид мало чем отличается от сметы свадьбы. С одной стороны, радует и вселяет спокойствие такой ответственный подход к своей жизни и смерти, а с другой - трудно вдруг перестать думать, что будешь жить вечно, и начать планировать то, что будет после последнего удара сердца.

Короче говоря, я под впечатлением!

Recent Posts from This Journal

  • Люди в кимоно

    Когда мои посты о жизни в Японии попадают в топ, в комментариях начинается такая вакханалия и ненависть, что я прям не знаю. Но потом я читаю…

  • Досье на Cosme Decorte

    На днях мне девочки написали несколько одинаковых сообщений, прямо как под копирку: правда ли Cosme Decorte японская марка, и на что у нее стоит…

  • Клёны в Киото

    В эти дни нелегкая понесла нас полюбоваться кленами в Киото. Клены конечно полыхают отменно и у нас, но ведь Киото - это Киото...И надо же было…

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
mrsmarch
Feb. 22nd, 2016 01:31 pm (UTC)
Насчёт душевой - в индуизме, к примеру, похороны считаются оскверняющим действием, и человек, в них участвовавший, обязан сразу после совершить омовение, иначе он не может посещать храм и другие места и даже принимать пищу (если совсем строго). Может, тоже как-то так?
melon_panda
Feb. 22nd, 2016 01:31 pm (UTC)
вот оно что...возможно.
(no subject) - undamaris - Feb. 29th, 2016 06:29 am (UTC) - Expand
futabacho
Feb. 22nd, 2016 02:16 pm (UTC)
Да уж, ангелы смерти в Японии весьма кавайны...вот в этом ролике страхования он в виде цыплёночка:)
http://www.youtube.com/watch?v=vQYQAdL6H4Y
radakazan
Feb. 22nd, 2016 02:41 pm (UTC)
а самих покойников не обмывают?Моя бабуля подготовилась к своим похоронам по полной:деньги отложила,чемодан с обмотками-покрывалами поставила в углу.список товарищей,которых позвать на поминки, приготовила,по-моему еще до 70-ти лет.Потом в 85 этот списочек ей же корректировать прищлось.ибо половина из него отправились в лучший мир раньше.
melon_panda
Feb. 22nd, 2016 02:43 pm (UTC)
не знаю, но уж точно не в такой ванне...с гелями для душа...
(no subject) - kungaa - Feb. 23rd, 2016 07:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - suarez_aguilera - Feb. 23rd, 2016 10:53 am (UTC) - Expand
papupepu
Feb. 22nd, 2016 03:17 pm (UTC)
А я под впечатлением от кладбищ в жилых районах, рядом с домами. Сколько приезжаю в Японию, столько удивляюсь, бррр.
finikova_malina
Feb. 22nd, 2016 03:37 pm (UTC)
До новосибирского крематория этой скромной рекламе далеко) Там и перфомансы. и экскурсии, и музей смерти, и динозавры рядом со статуей Будды и кресты с ангелами. И реклама со скидками
melon_panda
Feb. 24th, 2016 12:43 pm (UTC)
вот это да :D
hamptoncherry
Feb. 22nd, 2016 04:12 pm (UTC)
Очень интересная статья, большое спасибо. Я раньше читала, что у японцев другое, практичное что-ли, отношение к этому. Вы только что подтвердили.
(Anonymous)
Feb. 22nd, 2016 05:46 pm (UTC)
Ну, памятование о смерти - одна из 'заповедей' буддизма. Видимо, отсюда ноги у явления растут. И, кстати, это памятование вполне себе не то что не мешает, а даже помогает радоваться жизни. И к близким меньше претензий когда осознаешь, что скоро они могут уйти, и к своей жизни и тому, ЧТО в ней важно, как-то повнимательнее..
melon_panda
Feb. 24th, 2016 01:04 pm (UTC)
да, это конечно из буддизма у них.
(Anonymous)
Feb. 22nd, 2016 06:57 pm (UTC)
Я помню смотрела Японский фильм про молодого японца, который стал работать не организатором похорон, а тем кто непосредственно готовит тело к ритуалам и потом эти ритуалы проводит. Делал он это по призванию, а родные и близкие этого не понимали и чуть ли не осуждали. В общем фильм очень своеобразный, но и очень интересный. Ощущения у меня остались, конечно, именно такие, что мы как две планеты разные.
melon_panda
Feb. 24th, 2016 12:43 pm (UTC)
Я смотрела этот фильм тоже ) давным-давно
fenix8
Feb. 22nd, 2016 10:59 pm (UTC)
Momento more. Все правильно. Очень грамотный подход. Когда смерть является частью жизни, а не выводтся за ее рамки - костлявой меньше боишься.
sasha fedosew
Feb. 23rd, 2016 03:56 am (UTC)
На канале Россия 24 недавно показывали репортаж по этой теме-жутковато и ... интересно.Особенно понравилось про кружки (как в Дворце пионеров), где люди делают гробы из папье маше, чтобы беречь древесину и украшают по собственному вкусу,из джинсы и с карманами по бокам гроба.Или про то , что еще при своей жизни продумать собственные похороны до мелочей, чтобы родным осталось как можно меньше хлопот.
melon_panda
Feb. 24th, 2016 01:03 pm (UTC)
жуть какая, не слышала о таком :)
my_ofi
Feb. 23rd, 2016 08:40 am (UTC)
Мне нормально. Кажется, в нынешней западной культуре уж слишком фривольно обращаются со смертью - совсем ее не замечают. О смерти говорить прямо неприлично. Скоро носить траур станет неприличным. Умирать как-то неловко. Отправляют умирать в больницу. Что говорить и делать непонятно. Все, кто первый раз сталкивался с похоронами, наверное, знают эту растерянность. Все как-то шепотом и бочком, побыстрее смыться подальше, не видеть, не знать, не помнить.
Вобщем, буддийское " помни о смерти" мне очень понятно. Это про то, чтобы ясно видеть и ценить жизнь.
А вот у нас как будто туман в глазах в этом месте, за ним бравада, а за ней - страх.
Вообще, я тоже под впечатлением от вашего рассказа. Одно дело знать о нашем трабле от психологов-филосовов. А другое дело узнать как на практике реализуется противоположный модус.


Edited at 2016-02-23 08:44 am (UTC)
melon_panda
Feb. 24th, 2016 12:44 pm (UTC)
да, полностью согласна со всеми вашими словами.
Анастасия Кот
Feb. 23rd, 2016 09:52 am (UTC)
жить с комфортом, умирать с комфортом, не оставляя мирских проблем по организации похорон родственникам - вот это я понимаю. у людей остается время для тихой светлой скорби, чтобы вспомнить все самое лучшее, связанное с человеком, впитать и сохранить лишь светлую память о нем. вместо того, чтобы решать финансовые вопросы, где взять средства на захоронение и все сопутствующие приготовления, а потом в физическом и эмоциональном изнеможении утопать в черной депрессии.

наверняка в Японии есть дизайнеры похорон, раз так развита сфера услуг даже в данной области. интересно, как проходит обучение такому ремеслу.
in_wonderrrland
Feb. 23rd, 2016 08:32 pm (UTC)
Я спокойно отношусь к покупке земли на кладбище. А это как-то слишком... Но лучше чем в России, где ни попрощаться, ничего.

В Австралии тоже много было похоронных агентств и рекламы (ну мы еще жили в дорогих пожилых белых районах).
Здесь поменьше,но тоже есть.

melon_panda
Feb. 24th, 2016 12:45 pm (UTC)
почему не попрощаться? Прощаются сколько охота. Я вот рада, что ушла в прошлое традиция этих кошмарных процессий с оркестром ....что это было вообще, откуда взялось...
ionifie
Feb. 24th, 2016 06:54 am (UTC)
Зато выбрал как тебе нравится, у нас на кладбище ближайшем, муж сказал видел памятник, без даты смерти, т.е человек уже себе все подобрал и место купил заблаговременно.
Ничего такого в этом не вижу, мне кажется это хорошо, когда эти расходы не лягут на плечи родственников и хлопоты тоже.
melon_panda
Feb. 24th, 2016 12:45 pm (UTC)
а сама могла бы запланировать ?
(no subject) - ionifie - Feb. 24th, 2016 07:00 pm (UTC) - Expand
tirlimbom
Feb. 24th, 2016 05:15 pm (UTC)
Стоимость похорон очень впечатляет О_о
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 32 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono