melon_panda (melon_panda) wrote,
melon_panda
melon_panda

Category:

Японский школьный учебник по домашнему хозяйству

А вот, друзья, скажите, распространены ли сейчас в школах учебники, которые объясняют в целом что к чему в этой жизни? Я из школьной программы помню жуткий предмет ОБЖ, на котором нам показывали зеленый противогаз, и Труды, на которых мы шили фартук. Точнее, мне в основном его шила бабушка, это было очень сложно, и кроме фартука я ничего не запомнила..."Труды" эти были предметом расплывчатым и неконкретным, поэтому целиком зависели от индивидуальности преподавателя.
Тут в Японии учебный год начинается с апреля, и вот на днях я у подруги увидела учебник по новому предмету, который появился у ее 11-летнего сына в 4 классе. Это Kateika - Домоводство. Я его листала с таким восторгом! Правда, поняла, что не факт, что я бы со своим бурным хозяйством, домом и огородом смогла бы адекватно ответить на контрольные вопросы по итогам учебного года ))) Предлагаю вам тоже полистать учебник и посмотреть, чему учат японских школьников по хозяйству.

Что меня сразу покорило - предмет не дифференцируется на девочек и мальчиков. Мне это очень нравится, считаю убогим в 21 веке сам намек на то, что мальчикам пила, а девочкам поварешка. Тем более, если учесть, сколько в Японии женщин-водителей тяжелой техники, к примеру.
И еще мне понравилось, что учебник дает комплексное представление о бытовой части существования. Найти рецепт супа или как сшить фартук - это ведь не проблема, и дети 10 лет тоже это понимают. А вот как понять, когда пора идти за покупками, с какой стороны подступиться к кухне, как эффективнее делать уборку - эту информацию без рекламы и всяких гламурных перекосов найти в одном месте не так просто. Более того, я еще недавно купила Кате книжку, энциклопедию что-то вроде "Как стать клевой девчонкой", там даже расписано, чем можно заняться в выходной, когда лучше встать, как распределить день. У детей нет этого опыта, и он не всегда доступен им от родителей, к тому же бывает, что рекомендации родителей воспринимаются в штыки, в отличие от книжки с картинками. В общем, по таким учебникам сориентировался бы даже маугли. Лично для меня это прямо открытие! :)

Итак, смотрим. Я взяла страницы вразброс, они не соответствуют внутренней логике учебника. Начну с главы о семейном чаепитии - в учебнике объясняется, что это важная часть отношений в семье, когда все, устав от дневных дел, могут отдохнуть и пообщаться, и именно чай и легкие закуски к нему становятся объединяющим звеном. Ребенку предлагается организовать такое чаепитие, а это значит - подумать, сколько нужно приборов, что приготовить, как правильно заварить и подать чай.

IMG_3224

На этой странице дается информация о чае и о распространенных вариантах десерта, причем именно в японском стиле: йогурт с фруктами (?!), бисквит кастелла, пирожочки с бобовой начинкой, бобовый мармелад ёкан. Вкратце написано, в каких префектурах Японии производят много чая.

IMG_3225

Глава о принципах питания, о питательных веществах и о том, откуда что берется. К слову, в Японии есть правила, за следованием которым воспитатели и учителя стараются строго следить: это необходимость есть все, что дают, без капризов "люблю-не люблю" и необходимость доедать до конца то, что дала мама или подали в столовой. В принципе, все в пределах разумного, но я неоднократно читала у русских родителей о больших проблемах, связанных с этим, ведь все мы прекрасно знаем, что бывает, если человек (и необязательно ребенок!) терпеть не может и просто не ест какой-то определенный продукт, или просто нет аппетита. Мне самой принуждение к еде кажется очень страшным явлением, очень надеюсь, что оно обойдет нас стороной.

IMG_3211

Тут простым языком объясняется про белки-жиры-углеводы и витамины

IMG_3212

Глава про основные японские продукты - рис и мисо. Примеры блюд, где используется мисо

IMG_3218

Как сварить даси и мисо-суп с нуля. Справитесь?

IMG_3216

IMG_3217

IMG_3213

А вот теперь варим рис! Учебник, конечно же, объясняет, что раньше рис варили так и сяк, а теперь есть рисоварка, но иногда в современной Японии кое-где все-таки варят рис на огне в простой кастрюле.
так вот. Рис - 80 г или 100 мл, вода - 120 г или 120 мл.

IMG_3214

Рис необходимо несколько раз промыть в проточной воде, пока сливаемая вода не станет прозрачной, потом залить необходимым количеством воды и замочить на полчаса. Затем включить сильный огонь и закрыть крышкой. Через 2-5 минут после начала нагрева убавить огонь до среднего, варить 5-7 минут. Потом 15 минут на слабом огне, потом 10 минут на выключенной плите, крышку не открывать! Затем обязательно лопаткой или ложкой взрыхлить рис.

IMG_3215

Перед варкой риса, конечно же, была глава о том, какая посуда существует в домашнем хозяйстве и для чего она.

IMG_3206

А это - о том, как прибираться после готовки на кухне. Рекомендуют пищевые отходы сушить на солнышке, чтобы они занимали меньше места. Однако...

IMG_3207

Чрезвычайно важная глава о том, как поддерживать порядок в канцелярских принадлежностях. Разобраться: что нужное, что нет, что уже испортилось и это нужно сдать в переработку или выкинуть.

IMG_3209

Слезы умиления катятся по щекам. Уборка школьного рабочего места.

IMG_3208

Разнообразие видов мочалок и чистящих средств. Кстати, школьники после уроков каждый день делают полную уборку в школе, в том числе туалетов и коридоров.

IMG_3227

IMG_3226

Одежда пачкается изнутри и снаружи. Какие места быстрее загрязняются, как расшифровать знаки на ярлыке.

IMG_3229

Принципы подбора одежды по сезону

IMG_3228

Много внимания уделено тому, как прогреть себя и помещение зимой и охладить летом. Это говорит о том, что не все японцы живут в режиме двух кнопок на кондиционере "холодный воздух" и "теплый воздух", в учебнике есть даже схема как делать сквозняк, чтобы быстрее охладить комнату. А в качестве советов для зимы - "наденьте теплые тапочки" и "теплые цвета штор создают ощущение тепла". Это смех сквозь слезы и издевательство над многими, у кого в старых домах температура воздуха такая же, как и снаружи - 3-5 градусов тепла.

IMG_3223

Про покупки, очень важно! Самое близкое и понятное школьнику - это его пенал (счастливцы! Потом начнется: сумка одна, сумка вторая, косметичка, бардачок). Пора ли его поменять, куда за ним пойти, покупать ли сразу или подкопить денег, или дождаться скидки? Все эти вопросы предлагается проанализировать.

IMG_3220

И потом учебник предлагает принципы совершения покупок. Не покупать то, без чего можно обойтись, покупать именно то количество, какое требуется и тд. Все четко, без нравоучений. И еще жизненная информация о современных вариантах оплаты без наличных, о том, какая информация отображается на чеке.

IMG_3221

Немного рукоделия тоже есть: закладка, ланч-мат.

IMG_3210

Все вспоминаю девушку, которая в прошлом году ходила со мной на курсы японской домашней кухни. Ее на них отправила свекровь вскоре после свадьбы, потому что невестка даже не умела держать нож. Какая у нее, интересно, оценка по этому предмету была....:)



Tags: жизнь в Японии, японская кухня
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 168 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →