?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Осенью в издательстве AD Marginem вышла книга 30-летнего владивостокского журналиста Василия Авченко «Правый руль». Ее привез один мой коллега, и мне пришлось встать в очередь на чтение. Обложка оформлена документальным фото, на котором виднеются лица наших клиентов – только из-за этого стоило ее прочесть! Ну а кроме того, тема книги нам близка и понятна, и очень хотелось узнать взгляд российского публициста на те драматические события, которые происходят в автобизнесе в последние несколько лет. Для нас вообще эта книга стала событием, и я прочла ее очень внимательно.



Из скупых описательных рецензий я узнала, что еще до выхода в печать книга была удостоена премии Ильи Кормильцева  (которая вручается с 2008 года критически настроенным авторам) в номинации «Контркультурная публицистика». Хочу присоединиться к уважительным отзывам – да, замысел Василия заслужил признания. Но к исполнению у меня есть претензии. Имею ли я право их высказывать? О да, потому что во-первых, я занята в той сфере, о которой он пишет, а во-вторых, я его коллега-журналист и знаю процесс .

Книга «Правый руль» - это отличный исторический материал, маркер важной части жизни целого региона. Уже 20 лет Приморский край живет на импорте японских подержанных автомобилей. И хотя москвичам издалека плохо видно и кажется, что это «500 барыг», на самом деле автомобили – это жизнь и работа целого поколения людей, у которых особо нет выбора, чем заняться и как прокормить семью. Авторынок Приморья – это огромная река денег, текущих в федеральный бюджет просто так, за то, что автомобиль пересекает границу. Это работа и высокая зарплата для тысяч людей, включая доблестных госслужащих и таможенников, это новые профессии, это независимость и возможность не быть нищим.  Это обороты, ответственность, развитие. Но в связи с особо крупными размерами нашей страны для ее западной части все это и книга Василия Авченко - не более чем курьез из разряда новостей о рождении двухголового теленка где-то в глубинке. Может автор и надеялся, что его слово прозвучит громко и что-то изменит в ходе событий – но, на мой взгляд, он не смог.

Книге сильно не хватает веса для документального романа, максимум  на цикл очерков, что в общем естественно, так как Василий – газетчик. И ошибки у него получились как у газетчика, что не может не разочаровать. Видно, что он работал с источниками, сохранил цитаты политиков – это хорошо и важно для публицистики. А вот то, что он смешал важные факты с некомпетентной дребеденью собственного сочинения  – плохо. Если книгу прочитает (а наверняка прочитает) тот, кто участвует в процессе выдавливания правого руля из России – он получит прекрасные инструменты для удара по слабым местам праворульщиков. Разве можно быть настолько неосторожным и написать такое: «Здравый смысл говорил нам, что автомобиль с правым рулем ничем не опаснее леворульного...Теперь этот же здравый смысл говорил нам, что включение фар при хорошей видимости излишне». Вообще-то ежу понятно, что включенные фары привлекают внимание даже в ясный день, машину лучше видно, и в Европе во многих автомобилях фары автоматически зажигаются при запуске двигателя. Как можно было сопоставить эти два совершенно несоразмерных момента? Ну а следующая мысль меня просто уложила на лопатки: « Я убежден в том, что трезвый идиот или даже просто неопытный водитель стократ опаснее адекватного человека, выпившего две-три рюмки». Василий, скажите – как вы могли ТАК подставиться? Зачем демонстрировать свое преступное водительское разгильдяйство и ветер в голове, если вы идентифицируете себя с типичными праворульщиками, зачем портить их репутацию? Возникает закономерный вопрос, каковы критерии понятия «трезвый идиот», и нельзя ли вас к ним причислить, если вы утверждаете такое: «Женщина вцепляется в баранку обеими руками даже при движении по прямой. ..Все проблемы на дороге создают слишком быстрые мужики и слишком медленные тетки». Это точно «документальный роман», я ничего не путаю? Можно было бы списать это на неуклюжие попытки применить художественные средства выражения, но дальше становится ясно, что автор серьезен, он просто сексист и этого не скрывает. Опять же вопрос, была ли уж такая крайняя необходимость обнажать свои сексистские установки в книге, которая вообще-то о другом... Мне стало жаль супругу Василия, когда я дошла до «Некрасивых девушек я не подвожу...Залучить в свой мир, где доминируешь ты. Это одна из мягких форм овладевания женщиной, как приглашение в кафе. В дежурной фразе «давай подвезу!» присутствует несомненный сексуальный подтекст». И тут мысли о правах женщин надолго отвлекли меня от проблем правого руля.

Отчетливо видно, что Василий Авченко пытался написать нечто большее, чем статью в газете – что-то более масштабное. К сожалению, у него не хватило для этого ресурса. Я не вижу глубокого анализа и вижу, в основном, ужасные метафоры:  «Наша эпоха красива гнилостной последней сладостью, хмельным самоубийственным восторгом. Опьянение позволительно и иногда даже необходимо...», «Машина – это современная Вавилонская башня, то есть попытка приблизиться к Богу, овладеть его ноу-хау». Жаль, что Василию очень скоро «...надоело говорить об околоэкономических вещах. Экономика вообще кажется мне вторичной и неинтересной». Лучше бы он напрягся и уделил внимание как раз экономической стороне проблемы ввоза праворульных автомобилей. За статистикой далеко ходить не надо – ей владеет любая фирма, все это на виду, и все знают трагические истории людей, которые разорились в результате прошлогоднего коллапса. Все знают, кто покончил с собой, кто сбежал, кто попал в долги к своим сотрудникам, а кто смог удержаться и не сдается, несмотря на все новые удары. Это все – та самая «вторичная и неинтересная экономика», которая автору, увы, показалась менее важной, чем сочинение неуклюжих образов  «дикого или полудикого автомобилизма, когда машина еще воспринималась как волнующий кристалл свободы». Москвичей кристаллом свободы все равно не проймешь, а приморцы только посмеются.

 Вообще нас в институте правильно учили, что в текстах журналиста «Я» должно стремиться к нулю. В своей книге, не на газетной полосе, автор конечно не обязан слушаться и может якать сколько вздумается, такой уж у него творческий порыв. Но там, где индивидуальность выпирает слишком сильно, ее ляпы видны как под лупой. В таких случаях мне всегда неловко читать человека, начинаю испытывать смущение. Ни к чему было автору обнаруживать все свои банальности, если бы книга не досталась мне бесплатно, я была бы недовольна обнаружить, что «Проездив какое-то время за рулем, я разработал теорию о том, что в большинстве аварий де-факто виноваты, пусть и в различной степени, оба участника». Не менее трети книги состоит из таких изобретений колеса, читать о них крайне скучно, и к тому же они снижают планку – если на первых страницах еще ждешь, что тебе скажут что-то веское и объемное, то к середине уже понятно, что это – узкий взгляд обычного водителя, со своими крошечными бытовыми открытиями и никому не интересными мелкими выводами.

И все-таки я ждала и надеялась, что в конце книги автор соберется с силами на яркий контркультурный вывод – что, мол, нельзя лишать людей свободы ездить на том, на чем они хотят, что Приморье ментально уже давно не принадлежит России, что в гробу мы видали ваши никчемные тазы с гайками. Но мои собственные мысли не вошли в созвучие с мыслями автора. Возможно, он поосторожничал, понимая, что если что – за ним придут, как приходили за владивостокцами в прошлом году в период народных волнений. Так или иначе, автор закончил книгу совершенно бессильным, беззубым и рабским выводом о том, что государство победит и, так уж и быть, наша любовь к японским автомобилям порочна и обречена. И еще немножко заискивающей ерунды о том, что надо примирить противоборствующие стороны и т.п.  Автора за это и не осудишь – свобода слова скончалась 10 лет назад, и все нормальные люди, выбирая слова,  стараются подготовить пути отступления.  В общем, ничего нового не произошло.

Для тех, кому интересна сама тема. Вывоз автомобилей из Японии сократился примерно в 10 раз, многие компании закрылись, но рынок не остановился. 2009 год мы прожили в спячке, люди ждали и экономили. Сейчас рынок оправился и от повышения порогового возраста, и от взлетевших пошлин, и от других дурных новостей. Люди снова уверенно покупают 3-5 летние японские машины и запчасти. Ате, кто занят во внешне-торговом процессе, с тревогой и напряжением ждут сентября, когда вступит в действие новый технический регламент и мы узнаем, запретят ли ставить на учет в ГИБДД автомобили с правым рулем.   

Возвращаясь к книге, мне хочется выразить уважение автору, хотя я его порядком обругала. Хоть его работа и не станет манифестом праворульщиков, все равно она – знаковая для региона.  Теперь у дальневосточников будет своя книга о том, чем они пока еще живут.  


Tags:

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
katrin_rus
Mar. 6th, 2010 12:00 pm (UTC)
Хорошо, что об этом написали - в Москве действительно мало кто знает про автоситуацию во Владивостоке, но от этой шовинистской свиньи МЕНЯ ТОШНИТ
melon_panda
Mar. 6th, 2010 01:25 pm (UTC)
А вы читали да ?
katrin_rus
Mar. 6th, 2010 03:46 pm (UTC)
Нет, мне хватило приведенных вами цитат про подвоз девушек
kate_pinzz
Mar. 6th, 2010 06:57 pm (UTC)
Думаете после книги узнают?
dejavu_smile
Mar. 6th, 2010 04:37 pm (UTC)
я эту книгу, увы, не читала. Но с вопросом знакома. Книга, действительно, нужная.
может, вам стоит написать об этом? вы ситуацию лучше знаете, как видно.



melon_panda
Mar. 7th, 2010 12:18 am (UTC)
До стадии написания романов мое тщеславие пока не распухло и, надеюсь, этого не случитя )))
fixed_beam
Mar. 7th, 2010 02:48 am (UTC)
Даа... То, что из дефолт-сити нас не видят это точно :((

Это, конечно, плохо, что полстраны ездит на подержанных японских иномарках, но государство само создало такую ситуацию, и теперь так кидать людей это по-свински...

У меня вот папа собирается в мае-июне брать праворульную машину несмотря ни на какие регламенты, потому что, например, на новую русской сборки тойоту денег не хватит, а на русском ездить он как и все местные, не очень-то хочет... А регламент этот хочет послать куда подальше :) Ну не поставят на учет, их проблемы...

Когда приезжаю к бабушке в Липецкую область, они там вообще понять не могут, как можно ездить с правым рулем по нашим дорогам и считают меня чуть ли не гением, что я только за правым рулем и езжу :)))
melon_panda
Mar. 7th, 2010 02:51 am (UTC)
А что плохого в этом? Чай не Эмираты, чтобы всем выдать по Бентли. Меня убивает сам факт ограничения. В Японии автомобили с левым рулем спокойно ездят, никто под них не копает.
fixed_beam
Mar. 7th, 2010 03:02 am (UTC)
Это и плохо, что не до Бентли...
Этот регламент меня убивает не меньше, чем тебя! Антимонопольщиков на них нет, или еще там кого... :((( Бесит, что интересы одного завода, пусть даже большого, и одного города, пусть даже Тольятти, ставят выше интересов нескольких регионов! Регионов, которые и так брошены на произвол судьбы. Однажды видела интервью какого-то юриста из союза автомобилистов РФ. Так он прямым текстом заявил, мол, как же мы можем не поддерживать ВАЗ? Там же целый город на нем живет. Его спрашивают, а как же Дальний Восток, а он в ответ, пусть рыбу ловят и рис выращивают! Ахтунг, короче...
melon_panda
Mar. 7th, 2010 03:43 am (UTC)
Мне кажется, на Тольятти этим деятелям наплевать так же глубоко, как на ДВ, а вопрос упирается только в большие деньги. Деньги от автобизнеса не украдешь никак, а миллиарды,которые вкачивают в мертвое тело АвтоВАЗа, тихо пилятся между ограниченным числом людей.
Рыбу ловят и рис выращивают - хорошо сказано :)))) еще можно предложить идти работать на завод. Особенно будет рад этому предложению человек, у которого десятки сотрудников и 10 лет собственному делу.
shishimai
Mar. 8th, 2010 06:02 am (UTC)
классная рецензия, по-моему, она тоже стоит публикации ))
неужели автор перед выпуском в свет книги не отдавал никому на рецензию, что б уж не было совсем ляпов типа 2-3 рюмок?
melon_panda
Mar. 8th, 2010 06:04 am (UTC)
спасибо ))
кстати, с точки зрения русского языка, вычитана книга хорошо, я только 2 ошибки-опечатки нашла.
spacya
Mar. 9th, 2010 04:59 am (UTC)
Вася мой однокурсник. Очень талантливый парень, знаток русской современной литературы, обожает Шукшина. Книгу я не поняла до конца. Сам посыл мне непонятен остался, но Васе желаю всяческих писательских успехов:)
melon_panda
Mar. 9th, 2010 05:31 am (UTC)
:) Надеюсь, в газете он лучше пишет, и успехов тоже готова пожелать, и стремления к профессионализму.
bejavshaya
Mar. 10th, 2010 03:18 pm (UTC)
регулярно читаю ваши косметические обзоры - они очнь хорошие
но этот пост - он просто ОФИГГЕННЫЙ!
вы превосходный журналист- с одинаковой легкостью пишущий обо всем
сенкс ю вери матч)
melon_panda
Mar. 10th, 2010 10:11 pm (UTC)
ой спасибо )))
lubastic
Jun. 30th, 2010 10:17 am (UTC)
Искала единомышленников в отношении этой книги, потому что вокруг себя слышу только возгласы, хвалебные до икоты... И очень рада, что ваши мысли созвучны моим! Спасибо!
melon_panda
Jun. 30th, 2010 11:18 am (UTC)
оо, это вам спасибо :)) тема специфическая, мало людей, с которыми ее можно обсудить ))))
lubastic
Jun. 30th, 2010 12:20 pm (UTC)
Я просто много лет работала с Васей, должна сказать, что и правда - его "Я" в книге чересчур, но таков Вася, он по сути - Я, и все тут.
Меня убила, просто убила в его книге фраза, мол, владение машиной - единственное, что хоть как-то примиряет его с миром... И это пишет человек, чьи родители, слава богу, живы, у которого есть жена и сын-малыш... и все это никак его не примиряет с действительностью??? Ужас...
melon_panda
Jun. 30th, 2010 12:25 pm (UTC)
Ну это рисовка...думаю, он наверное очень доволен собой, на самом деле )))
а вы журналист? сейчас побегу френдить вас :)
lubastic
Jun. 30th, 2010 12:30 pm (UTC)
Да, журналист:)
melon_panda
Jun. 30th, 2010 12:31 pm (UTC)
Ура :-)
ladytekki
Aug. 17th, 2010 08:58 am (UTC)
Уважаю!
Инга, я тебя уважаю. Серьезно. Пинать на тему "Аффтар, пеши исчо!" не стану, жизнь сама тебя пнет в сторону писания, я уверена... ну а я подожду - и буду наслаждаться и умнеть твоими трудами :).
( 23 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono